История администратора комплекса видеонаблюдения

…Холодный ноябрьский вечер, центральный холл одной из крупных гостиниц Москвы. Девушки-администраторы за стойкой ресепшн, сонно зевая, поглядывают на замерзших постояльцев, проходящих мимо, сотрудники охраны мирно прогуливаются по залу, борясь со сном. Тишина и умиротворенность. И вдруг из открывшейся кабины лифта выскакивают невменяемые пассажиры, чихают, трут глаза руками и ругаются на разных языках. Суматоха, неразбериха. Подоспевшей охране все стало ясно в лифтовой кабине стоял устойчивый запах газа, используемого для самозащиты в баллончиках и пистолетах. Попытка нападения, вредительство, самооборона? На место происшествия моментально прибыла опергруппа милиции. Дежурный по корпусу сориентировался быстро и дал запрос администратору системы видеонаблюдения.

Ответ нашелся за минуту на поднятой из архива видеозаписи четко видно, как молодой человек, выходя из лифта, выпустил внутрь кабины почти целый баллончик газа. По видеозаписям со смежных камер отследили передвижение нарушителя и выяснили номер комнаты, в которой он проживал. Когда милиция вошла в номер, молодой человек очень удивился, ведь он был уверен, что остался незамеченным. Что такое скрытое видеонаблюдение и каковы его современные возможности, он, видимо, не знал, а объяснять ему ничего и не стали. В общем, благодаря системе видеонаблюдения инцидент разрешился за пятнадцать минут.

Эта абсолютно правдивая история была рассказана мне дежурившим в тот вечер администратором комплекса видеонаблюдения, у него за год работы накопилось таких случаев на целую книгу.

Основная задача администрации любой гостиницы обеспечение определенного уровня сервиса, соответствующего уровню заведения. Безопасность гостей в списке решаемых задач должна стоять на первом месте. При этом все меры, принимаемые для защиты проживающих, не должны иметь угрожающий вид и явно ограничивающие функции, это отрицательно скажется на имидже гостиницы, ведь вряд ли кому-то понравится чувствовать себя узником колонии строгого режима.

Основываясь на опыте последних лет, можно смело утверждать, что видеонаблюдение является одним из основных компонентов системы, на которой строится безопасность проживающих. И этому есть объективные причины. Основной ресурс гостиниц номера, в среднем их от 100 до 500. Проживающие в них постоянно сменяют друг друга, понятно, что в такой ситуации применение систем контроля доступа и охранной сигнализации будет абсолютно неэффективно. Видеонаблюдением же можно охватить этажные коридоры и, соответственно, проконтролировать все перемещения гостей и персонала. Но это лишь один из аспектов, подойдем к вопросу более комплексно.

Прежде всего, попробуем ответить на сакраментальный вопрос цифровое или аналоговое видеонаблюдение? К плюсам аналогового относят простоту установки и эксплуатации и более низкую стоимость оборудования. Простейшие расчеты (не приведенные здесь в целях экономии места) показывают, что более низкая стоимость обеспечивается только на малоканальных системах (менее 4-х камер). В гостинице количество каналов обычно больше четырех, соответственно, ценовое преимущество получают цифровые видеорегистраторы. Другими плюсами цифровой системы являются многоканальность (до 96 видеокамер на один видеосервер), множество дополнительных функций, недоступных аналоговому оборудованию. Среди них, например, интеллектуальный цифровой детектор движения для фильтрации полезной видеоинформации, расширенная функциональность, конфигурируемость и настраиваемость системы. Вывод для построения системы видеонаблюдения гостиницы однозначно эффективнее использовать цифровое оборудование.

Условно весь гостиничный комплекс можно разделить на следующие объекты контроля:

Жилые помещения и этажные коридоры
Лестницы и лифты
Главный холл и ресепшн
Технические и административные помещения
Автостоянки

Каждый из них имеет свои особенности и требует индивидуального подхода при построении системы.
Я глубоко убежден, что установка видеокамер в номерах некорректна по моральным и этическим причинам, хотя на практике встречаются и такие случаи. Для контроля над доступом в номера вполне достаточно, как уже отмечено выше, контролировать коридор. Геометрия коридоров чаще всего позволяет использовать одну видеокамеру на 20-30 метров длины, соответственно, достаточно 1-3 камеры на этаж. Камеры можно использовать относительно недорогие, черно-белые, среднего разрешения. Устанавливать их желательно скрытно, чтобы избежать возможного случайного или преднамеренного вывода оборудования из строя.

Схема наблюдения/записи может быть такая: постоянный визуальный мониторинг изображения отсутствует, запись ведется по детектору движения. Лифтовые кабины и лестничные пролеты часто недооцениваются службами безопасности с точки зрения риска нападения на гостей или персонал гостиницы, зато злоумышленники давно оценили эту возможность. Чтобы обезопасить гостей и сотрудников, целесообразно установить видеоконтроль лифтов и лестничных площадок. Обязательное условие к камерам на лестницах скрытая установка и высокая чувствительность, потому что преступник скорее всего обеспечит минимизацию освещения. Архивация должна идти по детектору, мониторинг постоянный.

Обзорная камера в холле гостиницы с мониторингом и постоянной записью позволит контролировать общую картину и отслеживать возникновение нештатных ситуаций. Видеонаблюдение за администраторами, осуществляющими прием гостей, поможет контролировать их работу и решать спорные вопросы, если такие возникнут. Камеры лучше всего использовать цветные с высоким разрешением, а чтобы не смущать посетителей их грозным видом, можно установить их в декоративных кожухах, которые скроют камеру и не испортят общий дизайн интерьера.

Регистрировать или нет служебные и административные помещения вопрос частный и в каждом конкретном случае должен решаться отдельно, но некоторые помещения, такие как касса, места хранения вещей и ценностей, контролировать обязательно.

Некоторые водители, особенно новички, могут допускать ошибки при парковке, следствием которых становятся повреждения стоящих рядом автомобилей, но не все при этом готовы нести ответственность, предпочитая тихо удалиться. Владелец поврежденной машины, естественно, предъявляет обвинения службе охраны автостоянки. Чтобы избежать подобных проблем с гостевым и служебным автотранспортом и избавить себя от неприятных объяснений с автовладельцем, необходимо установить видеоконтроль за въездом и всей территорией автостоянки. На въезде необходимо выбрать ракурс, обеспечивающий отчетливую видимость марки и номера въезжающего автомобиля. Для территории достаточно обзорных камер, позволяющих различить марки всех находящихся на территории автомашин. В идеале камеры для автостоянок должны быть цветными (чтобы различать цвет машин), с высокой чувствительностью, а камера на въезде должна еще обеспечивать высокое разрешение. Обязательное условие камеры должны быть установлены в защищенные термокожухи.

Вместо заключения:
Боже упаси кого-нибудь принять систему видеонаблюдения за панацею, избавляющую от всех на свете проблем. Без соответствующих административных мероприятий любая система будет не более чем красивая игрушка красиво и современно, но малоэффективно.

Добавить комментарий